Как писать... квэнту. Мне это милейшее наставление было милостиво передано Nory в незабвенные времена студенчества, но сейчас перечитав агнста и героических произведений, я не могла не провести параллели. Как говорится ничто не ново и грабли все те же. Итак...
Пролог и действие первое: «…Главное – вовремя остановиться!»
Основная заповедь творца - «Нет! Это не я!»
«А чо они как эти?»
«Чудовище вида ужасного схватило героя несчастного…»
«…От убитых менестрелей ни проехать, ни пройти…»
«Я видел это, и разум мой был помрачён…»
«Один ты Боже знаешь, как мне тошно!»
«На погибель сукинсынам!»
«Я не отдам моё знамя
Даже из мёртвых рук
Стынет на куче Знаний
Мой агрессивный труп…»
" Поздравляем! Вот вы, наконец, спятили и решили написать что-то душедробительное (или зубощипательное) называемое высоким словом КВЭНТА. (Квэнта – есмь некое произведение из области устного народного творчества, которое можно отличить по набору характерных признаков, превращающему обыкновенную байку в ритуальное действие). Ниже следует несколько советов практического характера, которые обеспечат успех вашему произведению у благодарной аудитории дивного народа.
Действие первое.
Возьмите героя. ГЕРОЙ – со всех сторон обиженное злодейкой-судьбой явление. Взгляд прям и светел. Устремления высоки. Потребности минимальны. Все-то у него у бедняги не как у людей/у эльфов.
Любовь его прекрасна, но, как правило, безответна. Объект любви беспомощно смотрит на то, как герой мечется вокруг, но помочь ему ничем не может. Каких только глупостей и великих подвигов не совершает герой в порыве великой любви и стремлении понравиться. Ему ничего не стоит разбить пару армий врагов в минимальные сроки, спасти мир или добыть артефакт. Он с простодушным лицом приносит возлюбленной голову её главного врага или тазик зелёной земляники и никак не может потом понять, почему она в обмороке. Если любимая прогоняет героя к чёртовой матери, он теряет аппетит сон и последние остатки разума.
Что может спасти вашего героя от махровой безысходности, царящей в его душе? Например, война. Кто, с кем и за ради чего по большому счету не понятно, но герой обязательно в центре событий. При этом он беспрестанно уворачивается от случайной и закономерной смерти, так как его час еще не пришел. Максимум его потерь – это ранение средней тяжести в область «голова-сердце». При этом не следует забывать об эстетике: хаотичная расчленёнка на снегу ни у кого романтических чувств не вызовет. Вы рискуете потерять наиболее чувствительную часть своей аудитории, которая надолго займёт сортир. Рана должна быть угрожающей на вид, но ни в коем случае не смертельной. Крови желательно побольше, но не увлекайтесь – может оказаться, что герой не переносит вида крови и потеряет последние остатки сознания.
Также герой должен понести на войне хотя бы одну совершенно невосполнимую потерю (брат, возлюбленная, отец и т.д.), чтобы обеспечить ему запас чувства мести на всю оставшуюся жизнь. Следует отметить, что наилучший результат достигается, если как следует обидеть Большую Любовь главного героя.
читать дальшеО жизни героя воще. Жилище героя, если оно у него есть, блещет аскетизмом. Список необходимых предметов: стол, стул, колченогая кровать на одну персону и ведро с ледяной водой в углу. На столе непременно отмечаются раскрытая книга, простой, но изящный кубок и ёмкость для вина. Количество книг и бутылок может варьировать. Для уюта желательно добавить свечу в заляпанном подсвечнике (следствие благородной бессонницы) и запас лекарственного сена, заботливо связанного в пучки. Несомненно украсит ненавязчиво брошенный музыкальный инструмент (флейта на столе, лютня на стене, арфа в углу). На самом видном месте необходимо разместить фамильный меч в потёртых ножнах и не очень чистый плащ.
Раскручивая героя в процессе повествования помните, что к концу квэнты ваш герой должен быть КРУТЫМ, как Фудзияма (Таникветил, Менелтарма, яйца в буфете). Добавлять крутости надо равномерно и понемногу, иначе вы рискуете потерять злодея (или героя) раньше времени, и конец истории будет никому не интересен.
Обучается герой легко и быстро, хотя возможны некоторые исключения. У него попросту нет времени веками постигать великую Мудрость, ведь как правило, мир нуждается в немедленном спасении. Предскажите рождение героя в древних пророчествах, подберите хорошего учителя, и не забудьте разбросать вокруг его дома с десяток артефактов. Общая схема пути – из помойки и забвения в легенды и предания. Если вас смущает, что в конце концов ваш герой станет Властелином Мира, и тем самым уподобиться злодею, не беспокойтесь! Должен же мир принадлежать хоть кому-то?!
О друзьях героя. ДРУГ ГЕРОЯ это как раз тот, чьими руками совершаются подвиги. Если бы герою приходилось выполнять всю черновую работу, предшествующую великим свершениям, то таких как он понадобилось бы не одно поколение. В целом друг героя более могущественная и находчивая личность, однако, губит его то, что славы он не ищет.
Особо стоит отметить ВЕЛИЧАЙШУЮ ТЕРПЕЛИВОСТЬ этого персонажа. Какие бы неприятности и несправедливости не сыпались на его голову, он упорно ползёт вперёд, расчищая Путь герою. Какая бы тяжкая ноша ни лежала на геройских плечах, его друг ухитряется переть на себе и героя и ношу, и при этом сохранять оптимизм, мужество, чувство юмора и жизнь (как правило, не свою). Когда же герой сядет на трон и жениться на красавице, друг героя спокойно попрощается, и пойдёт искать ещё какого-нибудь психа, чтобы снова подставлять за него голову, шею и другие, не менее уязвимые части тела.
Отдельно следует сказать о содержании героев в неволе. Если в процессе повествования вы заскучали, посадите героя в подвал. Опять же желательно не до смерти. Если вы всё-таки решите его убить, см. раздел «О смерти героя» Однако, ни в коем случае не скромничайте. Запаса прочности у героя хватит как минимум на двоих-троих, а то и побольше. Однако не забывайте, что из тюряги он должен уйти/уползти более или менее самостоятельно. Конечно, возможен вариант посторонней помощи. Но на нее нужно надеяться в последнюю очередь.
Действие второе.
Возьмите злодея. ЗЛОДЕЙ – существо родственное герою; все свободное время, оставшееся у Судьбы от издевательств над героем, посвящено злодею. Однако в отличие от героя, злодей как правило, тварь низкоморальная.
Взгляд варьирует от тяжелого и мрачного до острого и завистливого. Устремления мелочны и пусты, однако помноженные на громадные амбиции, иногда дают неплохие результаты. Как правило, ему нужен мир. И непременно весь. Жадность вообще его слабое место. Не забудьте этим воспользоваться. Во всех своих действиях злодей отличается крайней оригинальностью. Он отягощен всевозможными фобиями и разнообразными маниями. Это не менее слабое место в его мерзотной природе.
Часто у злодея наличествует какая-нибудь причуда, и вовсе из ряда вон выходящая на уже обрисованном чудовищном фоне. Напомните об этом герою. Если ваш злодей коллекционирует черепа своих врагов, то это нормально. А вот если он при виде бабочки теряет волю, пытаясь припомнить, есть ли такая в его необъятной коллекции, защитите его немедленно. Злодеев тоже надо беречь.
В романтической привязанности злодею не везет еще больше. Во-первых, с завидным постоянством его выбор совпадает с выбором героя, что опять-таки может пойти на пользу сюжетной линии. Во-вторых, злодея просто не ценят, не понимают и не любят.
Жилище злодея менее предсказуемо. Это может быть как роскошный дворец, так и грязная пещера или чрезвычайно мрачный дом. Подобно герою он часто испытывает страсть к лекарственному сену, а также различной посуде, которая в основном содержит нечто ядовитое. Особенной слабостью злодеев являются чучела. Перечень исходного материала разнообразен: от уже упомянутых врагов, до животных, занесённых в местную красную книгу. Причём последние предпочтительнее – они как правило, нравятся герою и увеличивают спектр отрицательных чувств к злодею. Однако, при всей своей страсти к чучелам, коллекциям насекомых и гербариям, злодей обязательно должен без памяти любить свою ручную зверушку: дракончика, кошку, собаку, мышку или хомячка. Размеры и внешний вид этой тварюшки может варьировать от типичных до кошмарных и очень кошмарных.
Вообще, описывая своего гада, обратитесь к замечательному труду «Сто вещей, которые я сделаю, когда стану Злым Властелином». Внимательно прочитав его, заставьте вашего злого гения поступить строго наоборот и классический злодей у вас готов.
О слугах злодея. Если у героя есть друзья, то у злодея непременно должны быть слуги, прислужники и «шестёрки». ВРАЖЬИЙ ПРИСЛУЖНИК (он же прихвостень) – хронический неудачник, может даже бывший друг героя, может быть двух видов:
1) слабак, подхалим и тупица. Этот как правило медленно передвигается из-за избыточной массы тела, врождённой хромоты или приобретенной глухоты. Никогда никуда не успевает, регулярно совершает глупые промашки и не менее регулярно огребает по шее от хозяина. Мелкие слабости: сладкое, красивые женщины, забавные игрушки, жалостливые истории с грустным концом;
2) хитрый, коварный, жестокий, но готовый ради хозяина почти на всё. С таким договориться гораздо труднее, мелкие слабости если и есть, то спрятаны очень глубоко. Он не настолько глуп, чтобы их демонстрировать. Обычно именно прислужники этого типа становятся наследниками и приемниками злодейских помыслов и целей. Это запросто может быть мрачная и в чём-то трагичная личность, выгодно оттеняющая злодея;
3) хитрый, корыстный, честолюбивый и неимоверно жадный. Единственная и всепоглощающая страсть это деньги, ради которых и служит. Этот с радостью продаст вам хоть чёрта лысого, хоть своего господина. Вопрос лишь в том, во сколько мешков денег вам это встанет. С ним надо как в древней песне: «…На жадину не нужен нож…» и успех гарантирован. Конечно, приличные злодеи отдают предпочтение второму типу, но чаще им попадается третий и делать нечего.
О смерти героя. Чтобы окончательно довести ваших слушателей и читателей, героя надо прикончить. Его Смерть, вконец измотанная постоянными увёртками и непрекращающимся испытанием её терпения, может настигнуть его как на вольном выпасе, так и в неволе.
Смерть на свободе. «…И бледные губы шепнули: «Хрена!»» Когда ваш герой наконец-то повержен неправедным клинком (шальной стрелой, кухонным ножом, бандитским кулаком, кочергой в руках возлюбленной, или же случайно напоролся на собственный клинок, спас от вашей Воли злодея, закрыв его собой (выберите нужное)), не забудьте, что в глазах его обязательно должно отражаться небо в сочетании с тоской, покоем, немым укором, невыразимым счастьем (нужное подчеркнуть). Кроме этого умирающий герой имеет права на одно два последних слова, с трудом произнесённые холодеющими (синеющими, непослушными, разбитыми…) губами. Это может быть имя любимой (-го), заклятого врага, матери или же попросту банальное проклятие. Уместны слова: «Прости», «прощай», «вернусь», «дождусь», «не дождётесь», «ненавижу, сволочи…», «да здра…».
При описании места гибели опять-таки не стоит забывать об эстетике и патетике. Если герой лежит в луже, то только в луже собственной крови, а также крови поверженных врагов. Для полноты картины меч его лучше сломать. Это трагичнее и надежнее.
Никогда не позволяйте закатывать над телом героя классическую истерику, скорбь должна быть качественной, высокой и бескрайней. Присутствие детей и целителей нежелательно. Целитель может появиться только тогда, когда сделать уже ничего нельзя. При особой удаче его скорбь гармонично вольется в общие страдания и усилит произведенный эффект. Помните, что в момент смерти герой хронически не успевает закрыть глаза. Небо должно быть плачущим или ярко-алым, в крайнем случае туманно-серым; листва печально опадающей или еще не пробудившейся; ветер должен соблюдать умеренность в чинимых разрушениях. Где-нибудь неподалеку может тоскливо рыдать птица или завывать зверь. Лошадь, собака или жена послушно приходят умирать на его могилу, что им, к счастью, не всегда удается. Вообще, не позволяйте близким героя умирать одновременно с ним, это слишком простой выход из сложившейся ситуации. Дети героя получают в наследство вирус мести и, как правило, вследствие этого чувствуют себя лучше всех, ибо наконец-то имеют цель в жизни.
На могиле многострадального героя, если таковая есть, лучше что-нибудь посадить, или на худой конец, что-нибудь положить. В качестве посадочного материала хорошо использовать цветы (тут лучше побольше экзотики), кусты (белые розы в самый раз…) или хрупкие молодые деревца – символ безвременно и безжалостно загубленной жизни. Каждую весну опадающие лепестки с запасом заменят реки слёз родных и близких, оставив место в аккурат для высокой скорби. Если вы не рубите в садоводстве, положите на могилу огромный камень (чёрный или белый), и пусть вас не заботит, где вы его взяли и как допёрли до места назначения, слушатели так будут увлечены трагизмом развернувшейся ситуации, что им это в голову не придёт. Если у вас под рукой не окажется ни деревьев, ни камней, используйте для скромного надгробия меч героя или его остатки. Если же вам лень заниматься работой похоронной конторы, просто сожгите тело героя. За одно жар погребального костра осушит лишние слёзы выживших.
Смерть героя в неволе. «Пять ступеней шатких вверх, пять ступеней шатких вниз…» Если описание смерти героя во вражеском застенке превышает два листа мелкого текста и изобилует излишне откровенными подробностями – проверьте свою склонность к садизму, или лучше поставьте себя на место вашего героя. Но всё же, если учесть, что в данном случае герою уже никуда больше не надо, можете не стесняться.
Для начала посадите героя в сырой каземат с низким потолком. Допускается небольшое окошко с куском неба, чтобы герою было ещё хужее. Очень хороша будет одинокая и невообразимо далекая звезда, смотрящая сквозь решетку. Населите каземат крысами, если вас вдруг замучает вопрос, что они там жрут, то вспомните, что герой это тоже мясо.
Кандалы должны быть тяжёлыми и не по размеру в меньшую сторону. Тонкие руки героя, наконец-то, смотрятся в них очень внушительно. В сочетании с крайне измождённым лицом это обеспечит несчастному идеальный образ великомученика за НАШЕ ДЕЛО. Приставленный охранник должен обладать тонким музыкальным слухом, чтобы при попытке героя перепилить решётку, он мог вовремя пресечь безобразие. Заставьте стражника беспрестанно ходить по коридору, гулкие шаги его кованых сапог, не только не дадут герою уснуть, но и доведут его до припадка. До утра ему это несомненно позволено, и лишний раз докажет, что герои тоже люди. Существует два вида смерти героя в неволе: просто смерть от перенесённых мучений в полном одиночестве в своём каземате, или смерть на площади при большом скоплении народа. В процессе героя мучают многочисленные галлюцинации о свободе, заботливых руках близких и чьих-то глазах в толпе. Образ любимой (-го) также может быть навязчивым. Очень уместны глюки о пути и цели.
Показательная казнь. Если вы всё же решили убить своего героя прилюдно, необходимо соблюсти ряд обязательных формальностей.
Список требуемого реквизита:
1. Помост деревянный, типовой по местному ГОСТу, в особенно умных книгах именуемый эшафотом. Помост может быть как минимум двух видов: а) грубо сколоченный из неструганных досок, мусор обязателен (обеспечивает толпа); б) тщательно спланированный и задрапированный, мусор по желанию.
2. Раздолбанная телега, запряжённая жуткой клячей.
3. Двойное железное оцепление, состоящее из лучших солдат.
4. Неодушевлённые орудия казни.
5. Одушевлённое орудие казни – палач. Здесь общественность склоняется в пользу волосатого верзилы в красном колпаке и с тонкой душой.
6. Высокий Суд. Несколько абсолютно бесчувственных типов в судейских мантиях установленного образца.
7. Толпа. Жестокая, сочувствующая или и то, и другое одновременно.
Герой должен взойти на помост по возможности самостоятельно и с гордым видом, сохраняя непроницаемое выражение лица. Не лишайте его возможности торжественно вползти по скрипучим ступеням, тогда каждый из его последних шагов будет им тщательно продуман и осмыслен. Проклятый стражник непременно должен ткнуть осуждённого тупым концом копья в спину, а герой обязательно должен упасть. Здесь подняться самостоятельно он просто обязан. После чего он вполне может упасть обратно, поскользнувшись на огрызке, арбузной корке, банановой шкурке, или просто запутавшись в собственных цепях. После преодоления силы земного тяготения и возвращения в гордую позу уместна короткая, но зажигательная речь. Увлекаться при этом не стоит, так как можно не успеть.
Друзья героя не имеют права успеть его спасти.
О начале квэнты. Начало, как известно, самое трудное место во всём повествовании. Здесь совершенно не стоит изобретать чего-либо хитрого. Обратитесь к традиционным вариантам.
Список традиционных вступительных фраз
« Я родился столько-то лет назад, далеко- далеко отсюда…»
«Вечерело…» (Темнело, светало, солнце было жарким, дождь лил пятый день, ветер истошно завывал за окном, метель безумствовала, снег падал тихо и величественно и т.д. – выбор за вами)
«В дверь постучали…» (Послышался топот копыт, скрипнули ступеньки, зашуршали листья, залаяли собаки, истошно мяукнула кошка, придавленная сапогом чужака.)
«Эта страшная война/ чума/ зима/ жизнь/ пьянка тянулась не первый год….»
«Это было так давно, что никто уже ничего не помнит…» (И я в том числе)
«По дороге медленно шёл одинокий путник…»
«Однажды..»
«Давным-давно…»
«Жили-были…»
Сюжет хорошо начать с описания детства героя (оно обычно проходит на помойке, в глухой деревне или в очень бедном замке). Здесь тоже есть ряд особенностей: герой, как правило, лишён хотя бы одного родителя. Но лучше, когда их нет совсем: меньше мучает совесть за идиотские поступки молодости, которым некому помешать. Если герой круглый сирота, то у него обязательно есть няня, старый слуга, строгий наставник, мудрый учитель, двоюродный дядя, или стервозная мачеха или брат-пофигист. Если вам лень копаться в генеалогии вашего героя, то начните повествование с простого описания пейзажа. Неплохо описать какой-нибудь трактир средней руки, в ландшафт которого, герой, как правило, вписывается изумительно. В трактире в основном происходит ссора, призванная продемонстрировать крутость героя. Хорошо когда начало рассказа совпадает с началом пути. Одинокий герой, много лет пребывающий в блаженном отшельничестве, внезапно срывается в путь, потревоженный непрошеным гостем, голодным зверем или ночным кошмаром. Но можно начинать и непосредственно с трагической сцены. Читатели проникнуться к вам с самых первых строк.
Книжка вышла у него недавно, в "Звездном Лабиринте".
Удивлена столь резкой оценкой
А если серьезно, то я не уверена что есть из-за чего спорить. По тому что я обнаружила в сети Тэм знакома со Свиридовым, так что вполне возможно речь идет об одном тексте *тяжелыми предметами прошу в меня не кидать*
⌠А со Свиридова и Йовин призы удерживаются
на ремонт паркета, поломанного
монстрячими клыками!
(Тэм на менестрельнике в Форменосе.)
Я для 90% населения ОЧЕНЬ плохой...